Чему обучают ребёнка в детском саду

Образовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад №6 «Рябинка»
|
2 Мб
Скачать
Автор: Рабочая группа

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей

на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО).

Программа в соответствие с ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

- обучение и воспитание детей дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования (далее ДО), вне зависимости от места проживания.

ОП ДО «МАДОУ г. Нягани «Д/с «Рябинка» является основным внутренним нормативно-управленческим документом, регламентирующим жизнедеятельность детского сада.

Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОО, исходя из требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования, логики развития самого образовательного учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

Концепция развития ДОО

- развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности;

- поддержка разнообразия детства; признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости, ориентация на индивидуальные особенности

каждого ребенка;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и

детей.

Цель концепции: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития и воспитания ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности; деятельность учреждения в режиме обновления содержания.

Миссия дошкольной образовательной организации:

- обогащенное, индивидуально-ориентированное развитие детей;

- обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни, через организацию воспитательно-образовательного процесса с детьми, направленного на развитие и воспитание личности ребёнка и социальный заказ государства и семей воспитанников.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.

Программа, в соответствие ФГОС ДО и ФОП ДО, состоит из обязательной части и

части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая

развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные (в том числе парциальные) и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

ОП ДО «МАДОУ г. Нягани «Д/с «Рябинка» может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы дошкольного образования;

- образовательного запроса родителей;

- видовой структуры групп.

Цели и задачи реализации Программы

Целью реализации Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных. традиций (ФГОС ДО п. 1.5 и ФОП ДО п.14.1).

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде

всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Цель ФОП ДО достигается через решение следующих задач (ФГОС ДО п.1.6 и ФОП ДО п.14.2):

- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего

образования.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нягани «Детский сад №6 «Рябинка»
|
1 Мб
Скачать
Автор: Рабочая группа

Структура Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения АОП ДО, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию АОП ДО, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся с РАС, а также качества реализации адаптированной образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:

1. Предметная деятельность.

2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).

3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми).

4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

‒ восприятие художественной литературы и фольклора,

‒ самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

‒ конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

‒ музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

‒ двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с РАС в социум.

Программа коррекционно-развивающей работы:

1. Является неотъемлемой частью адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с РАС в условиях дошкольных образовательных

групп комбинированной и компенсирующей направленности.

2. Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.

3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего и дошкольного возраста с РАС, удовлетворение которых открывает возможность общего образования.

Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с РАС в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей направленности.

Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с РАС, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат.

Объем обязательной части адаптированной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, адаптированной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более

40% от ее общего объема.

      1. Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,

определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного

возраста с РАС, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

1) реализация содержания АОП ДО обучающимися с РАС;

2) коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;

3) охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;

4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в

период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,

социального статуса;

5) создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,

психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7) формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с РАС;

10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

1.1.2 Общие принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с РАС.

В соответствии с ФГОС ДО АОП ДО построена на следующих общих принципах:

1) Поддержка разнообразия детства.

2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3) Позитивная социализация ребенка.

4) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

5) Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6) Сотрудничество Организации с семьей.

7) Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Основные подходы к формированию Программы.

Программа:

  • сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФАОП ДО, предъявляемых к структуре адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с РАС;
  • определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для обучающихся с РАС;
  •  обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
  • сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения Программы).  

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie